Забытые имена. Ал. Алтаев
«Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев – популяризатор истории, помощник педагогам…».
(М.В.Ямщикова)
Сегодня имя этого автора не на слуху, и, наверное, только литературоведы знают, что за личность скрывается под кратким псевдонимом Ал. Алтаев. А ведь на заре советской власти книги Ал. Алтаева печатались гораздо бо?льшими тиражами, чем сочинения буревестника революции Максима Горького, расходились мгновенно и читались с громадным удовольствием. Вместе с автором дети и взрослые с головой погружались в творческий мир Сервантеса и Микеланджело, Глинки и Рафаэля, Шиллера и Бетховена, многое узнавали о подвигах декабристов и средневековых бунтарях-повстанцах. Книжки были написаны легким доступным языком и отличались необыкновенной достоверностью – будто бы автор описывал события, в которых принимал личное участие. Кто же он – таинственный Ал. Алтаев?
Маргарита Рокотова, родившаяся в 1872 году в Киеве, принадлежала к древнему и славному дворянскому роду. Предки ее матери вели свою историю от декабриста Н.Н.Толстого, отец – помещик-просветитель Владимир Рокотов, являлся потомком известного русского художника-портретиста XVIII века Фёдора Рокотова. Еще до отмены крепостного права Владимир Дмитриевич дал вольную своим крестьянам, наделив их землей и необходимым имуществом, занимался устройством в Киеве публичной библиотеки и издавал городскую газету «Киевский вестник». Впоследствии дочь его Маргарита написала повести о каждом из своих знаменитых предков.
С книгами маленькая Маргарита практически не расставалась, любила рисовать (ее крёстным отцом стал друг семьи Рокотовых, художник Александр Агин, первый иллюстратор гоголевских «Мёртвых душ») и сочиняла стихи. Первой литературной школой для девочки стало переписывание ролей для пьес в театральной группе Пскова, где служил ее разорившийся к тому времени отец. Она не просто переписывала тексты, но и задумывалась о характерах героев, сравнивала их чувства, пыталась уловить «искренность образа» и понять секреты мастерства драматурга.
В 1888 году Маргарита решилась показать свои стихи поэту Якову Полонскому и получила полное одобрение мастера. И вот уже в новогоднем выпуске журнала «Всемирная иллюстрация» семнадцатилетняя девица с радостью видит святочную сказку «Встреча Нового года», впервые подписанную ею как «Ал. Алтаев».
«Родителем» псевдонима также являлся Яков Полонский, творчеством которого начинающая писательница восхищалась. В его «Рассказе вдовы» девушка обнаружила близкий ей по духу персонаж по имени Александр Филиппович Алтаев; сыграло роль и понимание ситуации в литературном мире – «выбившихся в люди» женщин в нем можно было пересчитать по пальцам. Сотрудничество с детским журналом «Игрушечка» и учеба на педагогических курсах Фрёбеля стали решающими для принятия решения писать книги для детей.
Замужество Маргариты Рокотовой не сложилось: студент Лесного института Андрей Ямщиков вовсе не приветствовал занятия жены литературой, проявлял агрессию и безжалостно рвал ее рукописи. Через год женщина сбежала от мужа с крохотной дочкой на руках. Самостоятельная жизнь не была лёгкой и безоблачной, приходилось зарабатывать деньги кропотливым копированием документов для частных лиц, но занятия литературой не прерывались: выходят развивающие книжки-самоделки для малышей «Сделайте сами!», «Арлекин», «Снежинки», «В деревне. Складные фигурки людей и животных».
Начав с малого, Ал. Алтаев, переходит к более серьёзным темам: рассказывает юным читателям о жизни ярких исторических личностей и о важнейших событиях российской и зарубежной истории. В 1906 году опубликована ее самая известная повесть «Под знаменем “Башмака”» о восстании немецкой бедноты под предводительством Томаса Мюнцера. Тогда же Корней Чуковский назвал писательницу родоначальником новой детской литературы, отозвавшись о новой повести как о «серьезной, вдумчивой, написанной мужественным и выразительным языком, полной ярких драматических картин книги, заметно отличавшейся и направлением своим от благостных писаний, которыми в те годы пичкали детей».
Нельзя не отметить роль Маргариты Владимировны Ямщиковой и в появлении серии биографических и художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей». В издательстве Флорентия Павленкова писательница редактировала рукописи, придавая им особый литературный шарм и присущие ее перу легкость и уникальное чувство стиля.
Фактически Маргарита Владимировна Ямщикова отдала занятиям литературой 70 лет: с 1889 по 1959 годы, до самой своей смерти составляя яркие жизнеописания, которых у нее больше пятидесяти: «Юноша-поэт. Жизнь С. Я. Надсона», «Мигуэль Сервантес», «Леонардо да Винчи», «Рафаэль», «Микеланджело», «Шиллер», «К вершинам искусства», «Пасынки Академии», «Чайковский», «Бетховен», «Бенвенуто Челлини» и многие-многие другие. В своей автобиографии писательница признавалась: «Меня больше всего интересуют исторические темы, моменты исторических бурь, будь то буря в области политических событий или в области искусства», а в биографических повестях ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт, психологическое развитие личности выдающегося человека».
Советские школьники всех возрастов зачитывались ее остросюжетными произведениями про Гарибальди, Рафаэля, Марата, Марию Стюарт, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилея, Сервантеса и Андерсена, о татаро-монгольском нашествии на Русь, опричнине Ивана Грозного, крестьянском восстании Степана Разина… Лев Кассиль однажды сказал: «Когда я встречаюсь с Алтаевым, мне кажется, будто я стою на берегу большой реки, которая взяла истоки за неоглядными горизонтами и на огромном пути своем отразила великое множество исторических событий и замечательных исторических личностей».
Сегодня книги Ал. Алтаева для детей и юношества издаются совсем мало, и тиражи их не идут ни в какое сравнение с советскими. Интересно, почему? Может быть, течение времени другое – на вдумчивое чтение его совсем не остается? Но, по отзывам многих родителей и библиотекарей сочинения Ал. Алтаева читаются с удовольствием – главное, книжку ребёнку вовремя предложить. А предложить часто бывает нечего…
Из книг Ал.Алтаева:
- Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу, кроме искусства. Пусть душа твоя будет как зеркало, которое отражает все предметы, все движения, само оставаясь неподвижным и ясным.
- Терпение, противопоставленное оскорблениям, имеет такое же значение, как одежда по отношению к холоду. Если ты увеличиваешь количество одежды по мере усиления холода, то холод не может тебе повредить.
- Но только смотри, не надо чересчур много работать. Весьма полезно иногда оставлять работу и несколько развлечься. После перерыва ум становится свободнее. Чрезмерное прилежание и излишняя усидчивость отягощают ум.
- В ночной тиши старайтесь вспоминать то, что вы изучили. Рисуйте умственно контуры фигур, которые вы наблюдали в течение дня. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.
- Пристрастие к внешнему блеску: не ссылайся на свою бедность как на оправданье того, что ты не успел достаточно выучиться и стать умелым художником. Изучение искусства питает не только душу, но и тело. Сколько раз бывало, что философы, рожденные в роскоши, добровольно отказывались от нее, чтобы не отвлекаться от своей цели.
- Художник, рабски подражающий другому художнику, закрывает дверь для истины, потому что его призвание не в том, чтобы умножать дела других людей, а в том, чтобы умножать дела природы.
- Не становится ли сам человек богом, когда бесформенная глыба под его руками оживает, приобретает форму, сначала едва различимую, грубую, а потом всё более утонченную и, главное, оживающую, полную чувства и мысли?
- Кто ссылается только на авторитет, тот применяет не свой ум, а скорее свою память.

Этой осенью состоится мировая премьера фильма «Призраки в Венеции»

В магазине «Библио-Глобус» прошел круглый стол, посвященный организации «Клуба семейного чтения и детской книги»

«Художник света» Михаил Пришвин
